Уплата за сотрудников по НДФЛ

Удерживать организации как налоговому агенту с сумм взносов (премий) при их оплате за своих работников – оценщиков (аудиторов) в саморегулируемую организацию оценщиков (аудиторов)? Организация занимается оценочной (аудиторской) деятельностью

На контроль

Удерживать не нужно.

Ст. 4 Федерального закона № 135-Ф3 от 29 июля 1998 г. определено, что субъектами оценочной деятельности признаются граждане, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций (СРО) оценщиков и застраховавшие свою ответственность. Вместе с тем, если организация планирует заниматься оценочной деятельностью, она должна иметь в своем штате не менее двух работников – членов СРО (абз. 2 ч. 1 ст. 15.1,ч. 2 ст. 24 Федерального закона № 135-ФЗ от 29 июля 1998 г.).

Подобные правила действуют и в отношении коммерческой организации, которая занимается аудиторской деятельностью. Такая организация должна быть членом одной из СРО аудиторов (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.). Одним из требований, предъявляемых к членству аудиторской организации в СРО, является наличие не менее трех работников-аудиторов, работающих по трудовому договору (п. 2 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.). При этом аудитором признается гражданин, получивший квалификационный аттестат аудитора и являющийся членом одной из СРО аудиторов (ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.). В числе требований к членству аудиторов в СРО предусмотрена уплата взносов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею (п. 3 ч. 3 ст. 18 Федерального закона № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.).

Соответственно, оплата организацией за своих работников – оценщиков (аудиторов) взносов (премий), установленных СРО оценщиков (аудиторов), не может быть признана экономической выгодой (доходом)работников, поскольку указанная оплата производится в интересах самой организации (ст. 41209п. 1 ст. 210Налогового кодекса РФ).

Вывод: организация при оплате взносов (премий) за своих работников – оценщиков (аудиторов) в СРО не должна удерживать НДФЛ.

 

Вопрос:

ЗАО занимается аудиторской деятельностью и собирается уплачивать за аттестованных аудиторов, работающих в организации по трудовым договорам, членские взносы в различные саморегулируемые организации аудиторов, членами которых являются данные работники. В локальных актах, регулирующих оплату труда в организации, данная обязанность работодателя не указана.

Просим разъяснить, облагаются ли данные выплаты страховыми взносами и НДФЛ?

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 28 апреля 2012 года N 03-04-06/6-124

 [Суммы оплаты аудиторской организацией за своих работников-аудиторов взносов, установленных саморегулируемыми организациями аудиторов, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм оплаты аудиторской организацией за своих работников-аудиторов взносов, установленных саморегулируемыми организациями аудиторов, и в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ) в качестве требований к членству аудиторов в саморегулируемой организации аудиторов предусмотрена уплата взносов в саморегулируемую организацию аудиторов в размерах и порядке, которые устанавливаются ею.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ численность аудиторов, являющихся работниками коммерческой организации — члена саморегулируемой организации аудиторов на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех.

Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Оплата аудиторской организацией за своих работников-аудиторов взносов, установленных саморегулируемыми организациями аудиторов, не может быть признана экономической выгодой (доходом) работников, поскольку указанная оплата производится в интересах самой организации.

Таким образом, суммы оплаты аудиторской организацией за своих работников-аудиторов взносов, установленных саморегулируемыми организациями аудиторов, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации» по вопросам уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды следует обращаться в Минздравсоцразвития России.

Заместитель директора
Департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики
С.В.Разгулин

 

 Вправе организация учитывать в составе расходов суммы членских взносов, которые организация платит за работников в СРО оценщиков?

На контроль

Не вправе учитывать.

При расчете налога на прибыль организация вправе учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, вклады, взносы и другие обязательные платежи в СРО при выполнении следующих условий:
– организация платит взносы в некоммерческую организацию;
– уплата взносов, вкладов, других обязательных платежей является обязательным условием деятельности организации;
– платить взносы, вклады и другие обязательные платежи организация должна за себя.
Подтверждение: пп. 29 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Однако в ст. 4 Федерального закона № 135-Ф3 от 29 июля 1998 г. определено, что субъектами оценочной деятельности признаются граждане, являющиеся членами одной из СРО и застраховавшие свою ответственность. Таким образом, при оплате суммы членских взносов в СРО оценщиков организация платит взносы не за себя, а от лица сотрудника-оценщика. Соответственно не выполняются условия признания данных затрат в уменьшение налогооблагаемой базы (пп. 29 п. 1 ст. 264п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Вывод: при расчете налога на прибыль расходы по оплате суммы членских взносов за работников в СРО оценщиков учитывать нельзя.

Подтверждение: письмо Минфина России № 03-04-06-02/9 от 12 февраля 2008 г.

 

 

Министерство финансов Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ

ПИСЬМО

от 12 февраля 2008 года N 03-04-06-02/9

[Налогообложение сумм оплаты
организацией-работодателем за своих
работников-оценщиков взносов,
установленных саморегулируемыми
организациями]

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения сумм оплаты организацией — работодателем за своих работников-оценщиков взносов, установленных саморегулируемыми организациями, и страхования ответственности оценщика, и в соответствии со статьей 34_2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

1. Согласно пункту 1 статьи 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.

Статьей 4 Федерального закона от 29.07.98 N 135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 157-ФЗ) (далее — Закон) определено, что субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков (далее — СРО) и застраховавшие свою ответственность. Кроме того, оценщик согласно статье 15 Закона обязан уплачивать взносы, установленные СРО, а также в соответствии со статьей 24_6 Закона обязан внести в компенсационный фонд, формируемый СРО на основании статьи 22_2 Закона, взнос в размере не менее чем тридцать тысяч рублей.

Согласно статье 15_1 Закона юридическое лицо, которое намерено заключить с заказчиком договор на проведение оценки, обязано иметь в штате не менее двух лиц, соответствующих требованиям части второй статьи 24 Закона.

Оплата организацией за оценщиков вступительных и членских взносов в СРО, обязательного взноса в компенсационный фонд СРО и страхования ответственности оценщика не является выплатой указанным лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и не подлежит налогообложению единым социальным налогом.

2. Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» Кодекса.

Оплата организацией за своих работников-оценщиков взносов, установленных СРО, и страхования ответственности оценщика не может быть признана экономической выгодой (доходом) работников, поскольку указанная оплата производится в интересах самой организации и не подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц.

3. На основании подпункта 29 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся взносы, вклады и иные обязательные платежи, уплачиваемые некоммерческим организациям, если уплата таких взносов, вкладов и иных обязательных платежей является условием для осуществления деятельности налогоплательщиками — плательщиками таких взносов, вкладов или иных обязательных платежей.

В статье 22 Закона указано, что СРО признается некоммерческая организация, созданная в целях регулирования и контроля оценочной деятельности, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков. При этом оценщиками признаются физические лица.

Таким образом, расходы налогоплательщика, занимающегося оценочной деятельностью, на взносы в СРО не могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль.

Согласно пункту 1 статьи 263 Кодекса расходы на обязательное и добровольное страхование имущества включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования имущества:

1) добровольное страхование средств транспорта (водного, воздушного, наземного, трубопроводного), в том числе арендованного, расходы на содержание которого включаются в расходы, связанные с производством и реализацией;

2) добровольное страхование грузов;

3) добровольное страхование основных средств производственного назначения (в том числе арендованных), нематериальных активов, объектов незавершенного капитального строительства (в том числе арендованных);

4) добровольное страхование рисков, связанных с выполнением строительно-монтажных работ;

5) добровольное страхование товарно-материальных запасов;

6) добровольное страхование урожая сельскохозяйственных культур и животных;

7) добровольное страхование иного имущества, используемого налогоплательщиком при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода;

8) добровольное страхование ответственности за причинение вреда, если такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком деятельности в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации или общепринятыми международными требованиями.

Перечень видов добровольного страхования, приведенный выше, исчерпывающий. В нем отсутствует такой вид страхования, как добровольное страхование ответственности оценщиков.

Учитывая изложенное, расходы на страхование ответственности оценщиков не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.

Вопрос обложения суммы оплаты организацией — работодателем за своих работников — оценщиков вступительных и членских взносов в СРО, обязательного взноса в компенсационный фонд СРО и страхования ответственности оценщика страховыми взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний относится к компетенции Минздравсоцразвития России.

Заместитель
директора Департамента
С.В.Разгулин