Особенности импортных сделок ТС

ОСОБЕННОСТИ ИМПОРТНЫХ СДЕЛОК В ЗОНЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Общие положения

Таможенный союз – это своего рода торгово-экономическая интеграция стран, входящих в данный союз, которая предусматривает единую таможенную территорию во взаимной торговле товарами/работами/услугами без применения (сбора) таможенных пошлин, сборов и ограничения экономического характера, за исключением специальных антидемпинговых и компенсационных мер.

В настоящее время в единую территорию Таможенного союза формируют следующие государства: Россия, Беларусь, Казахстан. Инициатором создания данного союза выступила наша страна, Российская Федерация, преследуя цели упрощения прохождения таможенного контроля и увеличения взаимных поставок, экономического роста стран-участниц. Внутри территорий Таможенного союза отменен транспортный контроль, он перенесен на внешние контуры границ.

Таможенный союз является открытой организацией и официальными лицами не раз заявлялось о том, что и другие государства могут вступать в данный союз.

С 01 июля 2010 года начал действовать единый Таможенный кодекс с участием России и Казахстана, а с 06 июля 2010 года к нему присоединилась Беларусь. Основными нормативными документами, регулирующими налогообложение в рамках Таможенного союза, являются:

“Таможенный кодекс Таможенного союза” (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) в ред. от 16.04.2010;

Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе” (далее – Соглашение ТС) (ч. 1 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36), а также принятые в соответствии с Соглашением Протоколы;

Протокол от 11.12.2009 (с изм. от 18.06.2010) “О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе” вступил в силу с 01 июля 2010г., далее Протокол о товарах;

Протоколом от 11.12.2009 “О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе”, далее Протокол о работах, услугах;

“Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ

(ред. от 28.12.2013) с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2014.

Большое количество российских компаний сотрудничают со странами, находящимися в зоне Таможенного Союза, ввиду непосредственной близости. В связи с этим, очевидно, что при данном сотрудничестве существуют определенные льготные условия. Но также очевидным является и тот факт, что бухгалтеры, имея дело со сделками, участниками которых являются страны-участницы Таможенного Союза, сталкиваются со сложностями, касающимися правильности и корректности ведения учета. Рассмотрим более подробно импортные операции.

С 1 июля 2010 года, дата принятия единого Таможенного кодекса, действует новый порядок обложения НДС при совершении торговых операций в рамках Таможенного союза. Порядок налогообложения ввоза/вывоза товаров регулируется Протоколом о товарах, а порядок налогообложения ввоза/вывоза работ, услуг – Протоколом о работах, услугах.

Новый порядок в основном аналогичен правилам уплаты НДС, действовавшим до 1 июля 2010 года.

Как и прежде отличительной особенностью является то, что при ввозе товаров на территорию РФ из стран, входящих в Таможенный союз, контроль за уплатой НДС осуществляется налоговыми органами, а не таможенными. Нормы Соглашения ТС стали применяться независимо от страны производителя товаров, к товарам любой страны происхождения. Страной происхождения товаров считается та страна, в которой товары полностью произведены (полный производственный цикл) или подвергнуты достаточной обработке/переработке. Ранее положения Соглашения распространялись только на товары, произведенный на территории РФ или Белоруссии.

Импорт товаров в РФ с 01 июля 2010 года.

Порядок налогообложения в части НДС при ввозе товаров из Белоруссии, Казахстана на территорию нашего государства – РФ установлен статьей 2 Протокола о товарах и применяется ко всем товарам любой страны происхождения, как упоминалось ранее. Положения этой статьи не применяются только в трёх случаях:

1)               помещение товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, на основании части 1 статьи 21 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан “По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны” от 18.06.2010года,

2)               помещение товаров под таможенную процедуру свободного склада, на основании части 1 статьи 18 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан “О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада” от 18.06.2010 года,

3)               перемещение товаров в режиме таможенного транзита, на основании письма Минфина России от 07.07.2011 года за номером 03-07-13/01-24.

Ввозимые товары на территорию России из стран-участниц (Белоруссия, Казахстан) облагаются по ставкам 10% или 18% в зависимости от вида товара (пункты 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ и пункта 5 статьи 2 Протокола о товарах) и взимаются налоговым органом РФ. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учёт импортированных товаров или срока платежа, предусмотренного договором лизинга, в случаях совершения лизинговых операций, следует предоставить:

«Налоговую декларацию по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов таможенного союза» в редакции Приложения №1 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 07 июля 2010 г. № 69н,

«Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов», в редакции Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, в четырёх экземплярах,

пакет документов, определенный пунктом 8 статьи 2 Протокола о товарах, состоящий из следующих основных документов: выписка банка, подтверждающая фактическую уплату косвенных налогов по импортированным товарам (выписка банка может не представляться при наличии излишне уплаченных сумм налогов, подлежащих зачету); транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров; счета-фактуры; договоры (контракты), на основании которых приобретены импортированные товары; информационное сообщение, представленное российскому налогоплательщику поставщиком (при этом поставщик может быть как из страны – участника Таможенного союза, так и из другого государства), если он реализует товары, ввезенные с территории третьего государства – члена Таможенного союза (подпункт 6 пункта 8 статьи 2 Протокола о товарах); номер и дата договора (контракта); номер и дата спецификации.

В случае представления информационного сообщения на иностранном языке обязательно наличие перевода на русский язык. Информационное сообщение не представляется в случае, если сведения, предусмотренные настоящим подпунктом, содержатся в договоре (контракте); договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения).

Также необходимо в этот же срок уплатить задекларированную и подтверждённую сумму налога в бюджет России. От даты действия нового порядка, то есть с 01 июля 2010 года, предусмотрены штрафные санкции согласно Налоговому кодексу РФ и административная ответственность, такие как наложение штрафов за несвоевременную подачу деклараций, несвоевременную уплату самого налога, взыскание пеней, приостановка операций по счетам. Ранее меры ответственности за несвоевременное представление налоговой декларации не предусматривалось.

При ввозе товаров из Белоруссии или Казахстана на территорию России «ввозной» НДС уплачивается российскими налогоплательщиками – собственниками товаров. Согласно действующему законодательству собственником товаров является лицо, которое обладает правом собственности на товары либо получает данное право исходя из условий заключенного договора (абзац 2 пункт 1 статьи 2 Протокола о товарах). Важным аспектом при заключении договоров является момент перехода права собственности. Во многих случаях собственником является лицо, которое ввозит на территорию РФ и является покупателем, как правило, это российские организации или индивидуальные предприниматели. Также плательщиками данного налога являются и организации/индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, такие как ЕНВД, УСН, патентную систему, ЕСХН (абзац 9 ст. 1 Соглашения ТС, п. 3 ст. 145, абзац 2 п. 1 ст. 145.1 НК РФ, абзац 6 п. 1 Порядка заполнения декларации по импорту товаров из Белоруссии и Казахстана, утвержденного Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н).

При определении обязанности по уплате «ввозного» НДС следует также учитывать то, что есть перечень товаров, который не облагается НДС, в соответствии со статьей 150 НК РФ. Перечень является закрытым.

При ввозе товаров из стран-участниц Таможенного союза с 01 июля 2010 года налоговая база по НДС определяется на дату принятия к учёту ввезённых товаров. Этой датой является дата приёма товаров, отраженная в CMR или товарно-транспортной накладной. На основании данных первичных документов, производится отражение операций на соответствующих счетах бухгалтерского учёта. Налоговая база определяется исходя из стоимости товаров с учётом подлежащих уплате акцизов (для категории товаров подакцизных). Стоимость ввозимых (приобретённых) товаров определяется как цена сделки, которая подлежит уплате поставщику за товары/работы/услуги исходя из условий договора (абзац 2 пункт 2 статья 2 Протокола о товарах). В случае если цена сделки определяется в иностранной валюте, то для пересчета в рублевый эквивалент принимается курс соответствующей валюты на дату принятия товаров/работ/услуг. Если прочие косвенные расходы, такие как транспортные (доставка товара), не учтены в цене сделки, то соответственно налоговую базу они не формируют.

При ввозе на территорию России продуктов давальческой переработке налоговая база формируется как стоимость услуг/работ по давальческой переработке предоставленного сырья.

При ввозе товаров по бартерному договору (товарообменный) стоимость определяется исходя из условий договора (спецификаций к договору) и товаросопроводительных документов.

При ввозе товаров по договору лизинга с переходом права собственности к лизингополучателю налоговая база определяется в размере погашаемой части стоимости товаров, согласно графикам платежей, установленным в договоре, на каждую дату данного погашения.

Итак, сумма налога – «ввозного» НДС, которая подлежит уплате в бюджет РФ в связи с ввозом товаров из Белоруссии и Казахстана, исчисляется как произведение определённой налоговой базы и соответствующей ставки НДС:

«ввозной» НДС = НБ * С%,

где НБ – это налоговая база, определяемая для исчисления НДС,

С% – соответствующая ввозимой группе товаров ставка НДС в процентах.

Сумма «ввозного» НДС, рассчитанного в налоговой декларации по импорту из Белоруссии и Казахстана, подлежит уплате в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учёт импортированных товаров или срока платежа, предусмотренного договором лизинга, в случаях совершения лизинговых операций. По факту данный налог должен быть уплачен ранее – до подачи декларации в налоговую службу, так как платёжный документ, подтверждающий уплату исчисленного «ввозного» НДС, необходимо подать в составе пакета документов с налоговой декларацией.

НДС, уплаченный и подтвержденный документально, при ввозе товаров налогоплательщики имеют полное право либо принять к вычету в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ с регистрацией в книге покупок заявления, подтвержденного налоговым органом, и платежных документов на уплату НДС в бюджет – для предприятий на общей системе налогообложения, либо учесть в себестоимости приобретенных (ввезенных) товаров/работ/услуг – для предприятий, применяющих иные режимы налогообложения.

Книга покупок заполняется в порядке, установленном пунктом 17 «Правил ведения книги покупок», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137. Исходя из норм закона сумма «ввозного» НДС, подлежащая вычету, должна отражаться только после получения «Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов» с отметкой налоговой службы о фактической уплате НДС. Таким образом, в книге покупок отражаются реквизиты данного Заявления, а также реквизиты платёжных документов. Данный порядок подтверждается письмом Минфина России от 20.01.2011 г. за номером 03- 07-13/1-03.

Список использованной литературы:

1. “Таможенный кодекс Таможенного союза” (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) в ред. от 16.04.2010;

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)” от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.12.2013);

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)” от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 20.04.2014);

4. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 “О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе” (далее – Соглашение ТС) (ч. 1 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36), а также принятые в соответствии с Соглашением Протоколы;

5. Протокол от 11.12.2009 (с изм. от 18.06.2010) “О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе” вступил в силу с 01 июля 2010г., далее Протокол о товарах;

6. Протокол от 11.12.2009 “О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе.